Муниципальное общеобразовательное учреждение
                                        « Гуманитарный лицей» 

«Моделирование эмоций средствами музыки»
Влияние музыкального тембра на                                      эмоциональное состояние человека
Исследовательская работа

                   Выполнила: 
                                   Учащаяся группы 9-1
                                                  МОУ « Гуманитарный лицей»
                                Петрусевич Полина
                                       Научный руководитель:
                    Бариев П. Т.
                            К.П.Н., психолог.

                                        Ижевск, 2008.

Содержание
Введение                                                                                                      3
Глава №1 Влияние тембра на эмоции человека                                       5
1.1 Эмоции и их виды                                                                                 5
1.2 Музыка и эмоции                                                                                  7
1.3 Влияние тембра на эмоции                                                                 12
Глава №2 экспериментальная часть                                                         14
2.1 Способ проведения исследования                                                      14
2.2 Результаты                                                                                             16
Вывод                                                                                                           17
Приложение                                                                                                 18














Введение
  Актуальность темы.
      На протяжение всей жизни наше эмоциональное состояние изменяется. Мы чувствуем то радость, то стыд, то удивление. Эмоциями называют пере-живаемое или опознаваемое ощущение. На наши эмоции может многое вли-ять, в том числе и музыка. Своеобразие музыкального предмета состоит в том, что содержание музыки и воспринимается, и выражается  в образно- чувствительной, эмоциональной сфере. Процесс влияния музыки  заложен человеку  природой  и интересовал его всегда.Считается  что на эмоциональ-ное состояние в большей  степени  влияют лад, темп и ритм. Мы предполага-ем что тембр(окраска звука) тоже влияет на эмоциональное состояние и не стоит исключать его из этого списка.
  Это очень важно потому, что зная тембр влияет на человека можно вы-явить тембр, который  благоприятно влияет на эмоции человека и  создать наиболее благоприятную обстановку для него. Так же ни в психологии, ни в музыке нашу тему не изучали, и  эта работа расширит знания данных наук.
Лично мне это исследование интересно потому что музыка со мной с ран-него детства,  и на сегодняшний день она является частью мой жизни. 
     
Гипотеза: музыкальные тембры по разному влияют на эмоциональное состояние человека.
Цель:  изучить особенности  влияния тембра на эмоциональное состояние человека.

Задачи: 
1. Изучить теорию влияния музыки на психические состояния человека.
2. Теоретически определить возможности влияния музыки на эмоции че-ловека.
3. Провести  экспериментальное исследование влияния музыки на эмоции человека.

Методы исследования:
1.
2. Эксперимент
3. Тестирование
4. Статистический анализ данных         













Глава №1               

   1.2    Эмоции и их виды 

К. Е. Изард дает определение эмоций, состоящие из трёх аспектов:
1. переживаемое или опознаваемое ощущение
2. процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной и дру-гих системах организма
3. поддающиеся наблюдению выразительные комплексы, в частности те, которые отражаются на лице. Эмоциональные состояния могут длиться от секунд до часов и заметно меняться по интенсивности. [ 3]
   Для нашего исследования больше подходит первые аспект определения.
   В своей работе Изард выделяет несколько  основные эмоции. [3]
1 Радость- это эмоции, которые ощущаются после какого- либо творческо-го или социально значимого действия. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, дающим человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью.  Радость разделяют на ак-тивную и пасивную.
2. Уивление. Удивление порождается резким увеличением нервной стиму-ляции. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное со-бытие.
3. Горе, страдание и депрессия.  Страдание- это наиболее распространён-ная отрицательная эмоция, оно  является обычно доминирующим при горе и депрессии. Горе- это обычно реакция на потерю. Депрессия- это всегда сложный комплекс эмоций, в который на ряду со страданием входят  измене-ния в потребностных состояниях  и аффективное-когнитивных связях.
4. Гнев, отвращение и прозрение- это различные эмоции, но в жизни они часто взаимодействуют. Пери жевание гнева характеризуется высоким уров-нем напряжения и импульсивности. Ситуации вызывающие гнев, часто вы-зывает некую степень отвращения и ли презрения. Отвращение- это реакция на отвратительное, неприятное. Презрение связано с чувством превосходст-ва.
5. Страх и тревожность. При страхе человек чувствует неуверенность, не-защищенность и нависшую угрозу. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. По теории дифференциальных эмоций, тревожность состоит из страха и взаимодействующими с ним другими фун-даментальными эмоциями такими, как страданье, гнев, вина, интерес.
6.Стыд и застенчивость. Дарвин дал определение этим эмоциям, как со-стояние сознания. При этом он использовал эти термины, как синонимы.
7. Вина и стыд. Большинство теоретиков считают, что стыд обычно вклю-чает реальные или воображаемые наказания субъекта другими людьми, а ви-на является в основном внутренних санкций, хотя может быть также включа-ет и некоторые внешние. Обычно стыд и вина часто возникают вместе.
   Таким образом эмоции отражают отношения к раздражителям при удов-летворение органических потребностей, при непосредственной реакции на человек, на предметы окружающей обстановки.

                                   
                                         

                             

    1.2 Музыка и  эмоции
   Музыка (от греч. искусство муз) является видом искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат организованные му-зыкальные звуки. Основные средства музыкальной выразительности: лад, ритм, темп, тембр, динамика и т.д. [2]
   Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств прежде всего благодаря необычности, уникальность, высокой степени обоб-щения языка. Важной особенностью музыкального предмета в целом являет-ся то,  что он воплощает в себе единство двух основных функций: функция выражения  эмоционально - ценностной сферы человека и функция  воздей-ствия на человека.     Музыка, благодаря наличию разнообразных звуковых систем, их соединению с речью и выразительным  средствам музыкальных инструментов, обладает неисчерпаемыми возможностями художественно- образного отражения действительность и психологической регуляции эмо-ционально - интеллектуального в психике человека. По мнению большинства ученых эмоции являются не только спутником, но и цементирующей состав-ляющей музыки. Б. М. Теплов показал, что музыкальные переживания есть в первую очередь переживание эмоциональное                 «… недостаточно ус-лышать музыку, надо её ещё  эмоционально пережить» . Таким образом своеобразие музыкального предмета состоит в том, что содержание музыки и воспринимается, и выражается  в образно- чувствительной, эмоциональной сфере. [1]

      Но какая музыка как влияет на эмоции? Поиски решения рассматри-ваемой проблемы имеют давнюю историю.
        Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее под-ражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи рит-ма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эс-тетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инст-рументов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.
      В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмо-циональных состояний, их действие на людей с различными темперамента-ми, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано.
Из современных исследований следует отметить работы В.В. Ме-душевского, который указывает, что «принцип моделирования под-разумевает наличие определенного соответствия между семантиче-ской структурой музыкального произведения и нашими интуитив-ными представлениями об эмоциях» [6]
Таким образом законы воздействия музыки на эмоциональное  состояние волновали людей во все времена, и это учение имеет давние корни и накопленные знания.
В.И. Петрушин в своей работе «Моделирование эмоций средст-вами музыки» представляет следующие данные [7] :

         Обобщенные характеристики музыкальных произведений,
                     выражающие сходное эмоциональное состояние

Основные параметры музыки Основное настроение Литературные опре-деления (по данным музыковедческой ли-тературы)
1 2 3
Медленная мажорная

Медленная минорная




Быстрая минорная


Быстрая мажорная Спокойствие


Печаль




Гнев



Радость Лирическая, мягкая, созерцательная, эле-гическая, напевная

Сумрачная, трагиче-ская, мрачная, тоск-ливая, гнетущая, по-давляющая, унылая, скорбная

Драматическая, взволнованная, тре-вожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная

Праздничная, торже-ственная, ликующая, бодрая, веселая, ра-достная

Таким образом, по средствам музыкальной выразительности произ-ведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания зало-женных в ней эмоций:
1. Медленный темп +минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.
2. Медленный темп +мажорная окраска моделируют эмоцио-нальные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерца-тельным, уравновешенным, умиротворенным.
3. Быстрый темп +минорная окраска в обобщенном виде модели-руют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напря-женно-драматическим,    взволнованным, страстным, героическим.
4. Быстрый темп +мажорная окраска моделируют эмоцию радо-сти. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, ве-селый, радостный, ликующий.
Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружи-ли в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важней-шая роль в этом процессе принадлежит гипоталамус.  Звуковой сигнал принимается ушными раковинами, затем преобразуется в нервный импульс и по нервным путям приходит в гипоталамус. Ги-поталамус воспринимает этот импульс и преобразует в эмоцио-нальные переживания. Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, информирующие её о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга она получает ин-формацию об уловленном органами слуха звуковом сигнале. Корой головного мозга эта информация объединяется в ассоциации . Вос-принимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных цик-лов. Информация о том, что именно считать правильным, формиру-ется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являют-ся врождёнными., этими элементами является желательная синхро-низация и определённые соотношения звуковых периодов. Заметим также такой момент, что музыка способна изменять шаблон син-хронизации биоритмов человеческого организма. Это позволяет оказывать влияние на здоровье и все функции организма. [6]им об-разом изначально природой заложено в человеческом организме способность воспринимать, обрабатывать и реагировать на музы-кальные звуки.
Как видно музыка влияет на эмоциональное состояние человека и этот процесс заложен человеку  природой  и интересовал человека всегда. Но зависит ли  эмоциональное состояние  от тембра?
     











1.3   Влияние тембра на эмоции
  Слуховые  ощущения занимают особое место в жизни человека. Различа-ются три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и инструмен-тальные. В этих ощущениях слух, как анализатор выделяет основные качест-ва звука: тембр, высоту, громкость, на анализе которых применительно к му-зыке и сосредоточено основное внимание. [1]
   Тембр  (от фр. timbre) — окраска звука; один из признаков музыкального звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью).По тембром отлича-ют звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными спо-собами, штрихами. [2]
  Тембр обычно связывают с той стороной звукового ощущения, которой выражается в акустическом составе сложных звуков. Для того, что бы оха-рактеризовать в психологическом отношении тембр, необходимо иметь его как  качественные и количественные признаки. К сожалению, до сегодняш-него дня нет ни количественных, ни удовлетворительных качественных ха-рактеристик ощущений тембра.
  Как же человек ощущает тембр? На этот вопрос специалисты отвечают единодушно- путем « неслышания» частичных тонов, которые есть в любом звуке. То есть слух есть слух комплексный, не расчлененный, не анализи-рующий звук на его составные части.[1]
   Многие исследователи совершенно справедливо решающее значение придают «вибрато» в ощущение тембра. « Вибрато- пишет В.М. Теплов,- есть такая периодическая пульсация высоты, интенсивности тембра, которая воспринимается слухом не как пульсация, а как тембровая окраска звука.» [1
Существуют определенные группы музыкальных инструментов. Струнные музыкальные инструменты  — музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны. Одним из представителей  этой группы является гитара. Тембр гитары привычен для слуха человека. Его мягкий тембр должен вызывать положительные эмоции.[2]
Следующий группа - фортепиано. У него большой диапазон.  Назва-ние произошло от итал. forte — «громко»  и piano — «тихо» . Значит  этот инструмент может издавать звуки разной громкости и разной высо-ты. Скорей всего тембр фортепиано может вызывать и положительные, и отрицательные  эмоции. [2]
Духовыми  музыкальными инструментами называют музыкальные инст-рументы, в которых источником звука служат колебания столба воздуха в полой трубке. Одним из представителей духовых инструментов является флейта пикколо. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо исполь-зования язычка. Из- за высоты звука, не привычного для человека тембр флейты- пикколо может вызывать отрицательные эмоции.[2]
Таким образом, тембр- это окраска звука, которая обеспечивается особен-ностями музыкального инструмента. В связи с этим разные  музыкальные инструменты имеют разную  популярность, то есть имеют более или менее приятные тембры. На ряду с такими средствами музыкальной выразительно-сти  как лад, темп и  ритм, свою роль во влиянии музыки на эмоциональное состояние человека играет и тембр. В данной работе мы выделяем отдельно роль тембра и рассматриваем механизмы его воздействия. 
   

Глава№ 2
   2.1Способ проведения исследования.
В ходе исследования мы пришли к гипотезе, что разные тембры инстру-ментов по разному влияют на эмоциональное состояние человека. А именно:  тембр гитары вызывает положительные эмоции, тембр фортепиано вызывает как положительные ,так и отрицательные эмоции, а тембр флейты- пикколо больше отрицательные эмоции.
Целью данной главы является выяснение достоверности поставленной ги-потезы.
В ходе исследования был проведенный цветовой тест  Маркса Люшера  для выявления влияние на эмоции музыкального тембра. В данном экспери-менте участвовало 12 человек, возрастом от 11 до 16 лет.
    Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отра-жает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, эмоции, функциональное состояние и наиболее устойчивые чер-ты личности. Тест включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основными цветами являются синий, зеленый, красный, желтый. А дополни-тельными серый, фиолетовый, коричневый, черный. Проводя тест, мы при-держивались следующего плана эксперимента [5]:
1. Восемь цветных карточек перемешать и разложить перед человеком цветной стороной вверх.
2. Испытуемый должен внимательно рассмотреть все восемь цветов и решить, какой из них нравится больше всех. Не ассоциируя ни с чем, - например, с цветом одежды. Просто выбрать тот  цвет, к которому чувст-вует большую симпатию по сравнению с остальными.
3. Положить выбранную карточку цветовой стороной вниз.
4. Человек должен внимательно, друг за другом, рассмотреть ос-тавшиеся цвета и выбрать один из них, который нравиться больше всех из оставшихся. Эту карточку тоже положить цветовой стороной вниз.
5. Повторить, все что говорилось в пункте 4, с оставшимися карточ-ками – до тех пор, пока все восемь карточек в одном ряду цветной сторо-ной вниз.
6. Заполнить таблицу, отмечая каким по очереди был выбран цвет.
7. Собрать все карточки, перемешать их и  положить перед испы-туемым.
8. Повторить все действия, указанных в пунктах 2-6, при чем испы-туемый не должен пытаться вспомнить и повторить  тот порядок,  кото-рый был выбран в первый раз.
   Для эксперимента была использована  вальсовая музыка с одинаковыми мелодией, гармонией, ритмом, ладом. В этой музыке изменялись тембр инст-рументов, разной популярности, высоты и с разным диапазоном. Всего было взято три инструмента: гитара, фортепиано и флейта- пикколо. Испытуемые проходили тест Люшера, слушая одну и ту же музыку с разными тембра ми инструментов.
                                         





           

   2.2 Результаты.
Статистический анализ результатов исследования был проведён с исполь-зованием t-критерия достоверности различий Стьюдента (таблица в прило-жении). Согласно результатам исследования:
1.По сравнению с гитарой, флейта в большей степени вызывает эмоции  отвращения, утомления ( 0.01)Тембр флейты пикколо характеризуется как пронзительный, яркий, резкий и свистящий. Например, в «сказочной карти-не» А. Лядова тембр флейты-пикколо рисует «взвизгивания» Кикиморы. Этот инструмент является низко частотным и очень напоминает звуки, изда-ваемые  насекомыми- кровопийцами, которые вызывают неприязнь и отвра-щение.  Эмоции утомления возникают потому, что  у флейты очень малень-кий диапазон Так же стоит учитывать то ,что гитара звучит на сегодняшний день на много чаще, чем флейта. Она является одним из самых популярных и распространенных инструментовать гитары мягкий и  певучий и наиболее приятен для человека.
2. По сравнению с гитарой, флейта в большей степени вызывает эмоции гнева (0.01). Маленький диапазон флейты- пикколо придает назойливость, не разнообразность ,которая вполне может вызывать гнев у человека.
3.  По сравнению с флейтой- пикколо фортепиано вызывает эмоции инте-реса и грусти. Звуки фортепиано протяжные и не резкие. Такие звуки вызы-вают у слушателей эмоцию спокойствия и умиротворения. Фортепиано явля-ется уникальным тем, что у него обширнейший диапазон, он может заменить целый оркестр. Эта особенность делает его тембр очень интересным для слу-шателя.

                      Вывод
В  ходе исследования  было выяснено ,что тембр- это окраска звука, кото-рая обеспечивается особенностями музыкального инструмента. В связи с этим разные  музыкальные инструменты имеют разную  популярность, то есть имеют более или менее приятные тембры. На ряду с такими средствами музыкальной выразительности  как лад, темп и  ритм, свою роль во влиянии музыки на эмоциональное состояние человека играет и тембр.
Исследование было проведено при помощи теста Макса Люшера был про-веден эксперимент, результаты которого подтвердили ,что разные инстру-менты по разному влияют на эмоциональное состояние человека: а) По срав-нению с гитарой, флейта в большей степени вызывает эмоции  отвращения и  утомления; б) По сравнению с гитарой, флейта в большей степени вызывает эмоции гнева; в) По сравнению с флейтой- пикколо фортепиано вызывает эмоции интереса и грусти.
Данные результаты не являются точными, потому что была взята малень-кая и не разнообразная выборка. Для более точных результатов необходимо провести эксперимент с выборкой с большим количеством людей, разного возраста и разного пола. Так же нужно выяснить влияние тембра музыкаль-ных инструментов не только в минорном ладу и не быстром темпе, но и в мажорном  ладу с разными темпами. Кроме того можно изучить влияние  не только тембров гитары фортепиано и флейты – пикколо , но и других музы-кальных инструментов.




                              Приложение
№1
                          Тест
Ф.И.О.                           

Пол

Возраст

Тест№1
Синий Зеленый Красный Желтый Серый Коричневый Фиолетовый Черный
           
                                     
Тест№2
Синий Зеленый Красный Желтый Серый Коричневый Фиолетовый Черный
           
                                     
Тест№3
Синий Зеленый Красный Желтый Серый Коричневый Фиолетовый Черный
           
                                     
Тест№4
Синий Зеленый Красный Желтый Серый Коричневый Фиолетовый Черный
           
                                     
Тест№5
Синий Зеленый Красный Желтый Серый Коричневый Фиолетовый Черный
           
                                     
Тесттест№1 тест№2 тест№3 тест№4 тест№5 тест№6
синий 0.596006 -0.61231 -0.40705 -0.23065 -0.1312
зеленый -0.32209 -0.16468 -0.59356 -0.38695 -0.0615
красный 0.651375 0.479771 0.619323 -0.68946 -0.69273
желтый -0.93055 -0.68162 0 -0.11177 -0.11717
серый -0.32968 0.300364 -0.24589 0.927964 0.593298
коричневый 0.530602 0.56747 0.041203 0.060982 0.012177
фиолетовый 0.80408 -0.03155 -0.09065 0.904555 -0.26376
черный 0.533222 0.085752 0.218785 0.049572 0.010098
       
тест№2 тест№3 тест№4 тест№5 тест№6
синий -0.22844 -0.10723 -0.06036 -0.01284
зеленый -0.59332 0.753191 -0.92392 -0.31868
красный 0.827997 0.925335 -0.45473 -0.45913
желтый -0.73073 0.930548 -0.11087 -0.11959
серый 0.045273 -0.84928 0.262549 0.122314
коричневый -0.92262 0.219525 0.21833 0.073309
фиолетовый -0.04405 -0.12372 -0.92049 -0.24611
черный 0.139882 0.347497 0.085227 0.016601

                                     
№2